ОТЧЕТ № 4 О МОНИТОРИГЕ СМИ В ХОДЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КАМПАНИИ (11-19 ОКТЯБРЯ 2019 ГОДА)

Число телеканалов, отличавшихся тенденциозным и предвзятым отношением к конкурентам на выборах, постепенно увеличивалось по мере приближения дня голосования. Так, 12-19 октября 2019 года 6 из 10 обозреваемых телеканалов либо активно благоприятствовали определенным конкурентам, либо проявляли неблагоприятное отношение к их соперникам. Таковы выводы четвертого отчета о мониторинге поведения СМИ в ходе избирательной кампании, обнародованного Центром независимой журналистики (ЦНЖ).

В отчетный период зафиксированы следующие тенденции в том, что касается освещения избирательной кампании:

  • Общественный телеканал Moldova 1 освещал избирательную кампанию корректно и беспристрастно, соблюдая профессиональные и этические нормы. Moldova 1 предоставил доступ к новостям большинству кандидатов, не ставя никого из них в благоприятное или неблагоприятное положение;
  • Частные вещатели Prime TV и Publika TV освещали деятельность большинства кандидатов нейтрально. Исключением был кандидат ACUM/ППДП/ПДС Андрей Нэстасе, который был героем наибольшего числа новостей с отрицательным оттенком и был поставлен в неблагоприятное положение отбором информации в отрицательном контексте;
  • NTV Moldova и Accent TV открыто поддерживали кандидатов ПСРМ, особенно Иона Чебана, ставя его в благоприятное положение большим объемом выделенного эфирного времени и положительным контекстом его появлений. Объем эфирного времени, посвященный новостям о представителях ПСРМ, и игнорирование других кандидатов свидетельствуют о политической ангажированности Accent TV, что противоречит нормам профессиональной этики;
  • RTR Moldova выделил больше времени для представления кандидата ПСРМ Иона Чебана, который явно был поставлен в благоприятное положение как большим числом новостей, так и положительным контекстом его появлений, при том, что его оппоненты были представлены кратко или проигнорированы;
  • Jurnal TV, Pro TV и TV8 освещали деятельность большинства кандидатов нейтрально, обеспечив относительный плюрализм мнений, не ставя отдельных кандидатов в благоприятное или неблагоприятное положение;
  • Televiziunea Centrală продолжил открыто поддерживать кандидатов партии «Шор», при этом ставя в слегка неблагоприятное положение Иона Чебана (ПСРМ).

Мониторинг также выявил, что чаще всего материалы на предвыборную тематику были основаны на одном источнике информации, без обеспечения плюрализма мнений и без подробного рассмотрения тем. Большинство материалов, охваченных мониторингом, были несбалансированными с точки зрения гендерного равенства, причем чаще цитировались мужчины. Тем не менее, в последнюю неделю избирательной кампании на некоторых каналах было замечено легкое увеличение доли процитированных женщин.

ЦНЖ проводил мониторинг СМИ для того, чтобы тем самым проинформировать общественность о поведении медийных учреждений в ходе избирательной кампании и доступе конкурентов на выборах к СМИ, а также обратить внимание регулирующих учреждений на тенденции, которые могут сказаться на качестве деятельности СМИ или подорвать их способность предоставлять общественности достоверную, непредвзятую и плюралистическую информацию.

В общей сложности мониторингом были охвачены 10 вещательных организаций: Moldova 1, Prime TV, Publika TV, Jurnal TV, RTR Moldova, NTV Moldova, Accent TV, Pro TV, TV 8 и Televiziunea Centrală. Телеканалы отбирали с учетом следующих критериев: аудитория / воздействие (национальное, региональное); тип СМИ (аудиовизуальные); форма собственности (государственная, частная), язык вещания (румынский, русский).

Данный отчет составлен Центром независимой журналистики при поддержке Фонда Восточная Европа из средств, предоставленных Швецией, и при поддержке Агентства США по международному развитию (USAID) и британского агентства UKAid.

 Представленные здесь мнения принадлежат авторам и могут не совпадать с мнением финансирующих организаций.

 

Raport de monitorizare nr. 4
Filename : raport-de-monitorizare-nr-4.pdf (405 KB)
Подпись :