НАСКОЛЬКО ИНКЛЮЗИВНЫМИ ЯВЛЯЮТСЯ ВСЕОБЩИЕ МЕСТНЫЕ ВЫБОРЫ 20 ОКТЯБРЯ 2019 ГОДА?
Сегодня представлен первый отчет о мониторинге участия в процессе выборов лиц с ограниченными возможностями и представителей этнического меньшинства ромов. Доклад был составлен под эгидой Гражданской коалиции за свободные и справедливые выборы.
Доклад разработан в рамках проекта «Гражданское общество выступает в защиту инклюзивных и справедливых выборов в Республике Молдова, согласно рекомендациям ЕС и ОБСЕ/БДИПЧ и международным обязательствам в области защиты прав человека», реализованного Фондом Восточная Европа (ФВЕ) в сотрудничестве с Центром Партнерство для развития, Piligrim Demo и Tarna Rom при финансовой поддержке Европейского Союза и софинансировании Швеции.
Основные выводы первых отчетов о мониторинге избирательного процесса:
Уровень участия в выборах представителей этнического меньшинства ромов:
Представители этнического меньшинства ромов, по-прежнему, не представлены в должной мере в списках кандидатов на должность местных советников первого уровня. Только 10 электоральных конкурентов зарегистрировали в качестве кандидатов представителей этнического меньшинства ромов в 19 из 185 населенных пунктов, компактно населенных ромами. Согласно информации, собранной в период мониторинга, 35 представителей этнического меньшинства ромов зарегистрированы в качестве кандидатов на должность местного советника первого уровня (2 муниципальных советника, 8 городских советников, 20 советников в коммунах, 5 сельских советников). Только один представитель этнического меньшинства ромов / лиц ромской национальности (женщина) зарегистрировался в качестве независимого кандидата на должность местного советника первого уровня (сельский советник).
Также незначительным является присутствие представителей этнического меньшинства ромов в списках кандидатов на должность местного советника второго уровня (Районный совет). Только 9 электоральных конкурентов (из 25) зарегистрировали в 10 населенных пунктах (из 185) , компактно населенных ромами, 14 представителей этнического меньшинства ромов / лиц ромской национальности в качестве кандидатов на должность местного советника второго уровня (районные советники).
Мужчины — ромы преобладают в списках кандидатов. Конкуренты на выборах зарегистрировали только 12 женщин (из 35 представителей этнического меньшинства ромов / лиц ромской национальности) в качестве кандидатов на должность местного советника первого уровня (город, коммуна, село); 7 из них были включены в первую десятку кандидатов в электоральных списках. Конкуренты на выборах зарегистрировали только 4 женщины (из 14 представителей этнического меньшинства ромов / лиц ромской национальности) в качестве кандидатов на должность местного советника второго уровня (района); только один из них был включен в первую десятку списка кандидатов на выборах.
Еще более скромное участие представителей этнического меньшинства ромов отмечается среди кандидатов на должность примара (коммуна, село). Только 3 конкурента на выборах (из 25) зарегистрировали в 3 населенных пунктах, компактно заселенных ромами (из 185) – 4 представителя этнического меньшинства ромов / лиц ромской национальности в качестве кандидата на должность примара в административно-территориальных единицах первого уровня (1 коммуна, 2 села). Ни один представитель этнического меньшинства ромов не зарегистрирован в качестве независимого кандидата на должность примара в административно-территориальных единицах первого уровня (город, коммуна, село) и второго уровня (муниципиях Кишинэу и Бэлць).
Конкретные проблемы, с которыми сталкиваются представители этнического меньшинства ромов, не отражены в предвыборных платформах конкурентов на выборах. Ни одна из предвыборных программ, проанализированных в период мониторинга, не учитывала представителей этнического меньшинства ромов и проблемы, с которыми они сталкиваются. Следовательно, предвыборные платформы не содержат позитивные действия, нацеленные на решение проблем этой уязвимой группы населения.
Инклюзивность избирательного процесса для лиц с ограниченными возможностями:
По сравнению с предыдущими выборами, проблемы, с которыми сталкиваются лица с ограниченными возможностями, нашли свое отражение в предвыборных платформах кандидатов, некоторых политических партий и в средствах массовой информации. Тем не менее, наблюдается снижение уровня участия лиц с ограниченными возможностями в качестве конкурентов на выборах. Только 11 человек с ограниченными возможностями баллотируются на всеобщих местных выборах 20 октября 2019 года, среди которых 8 женщин и 3 мужчин; 2 из городов и 9 из сельских населенных пунктов; 1 кандидат баллотируется на пост мэра и 10 — на должность местного советника, 3 — на должность районного советника; 2 независимых кандидата и 9 по партийным спискам; 3 человека, передвигающихся в инвалидном кресле.
Лица с ограниченными возможностями сталкиваются со значительными сложностями в процессе доступа к информации избирательного характера. Мониторинг доступности 150 веб-страниц показывает, что только две из них полностью доступны для лиц с ограниченными возможностями; две другие страницы можно назвать условно доступными, другие страницы не содержат / или имеют недостаточные инструменты для доступа слабовидящих и слепых. И это серьезное несоблюдение положений ПП №.188 от 03.04.2012 об официальных страницах органов публичной администрации в сети Интернет.
Единственная действующая типография, предоставляющая полиграфические услуги в системе Брайля, никогда не заключала договора о предоставлении услуг какому-либо электоральному конкуренту. Традиционно, как и на предыдущих пяти выборах, неправительственные организации опубликовали в системе Брайля «Руководство избирателя на всеобщих местных выборах 20 октября 2019 года” и издали его на аудио компакт-диске.
С начала избирательной кампании ни в специализированных учреждениях, ни в других общественных центрах не были организованы предвыборные встречи с лицами с интеллектуальными ограниченными возможностями. По оценкам ВОЗ, количество избирателей, у которых есть интеллектуальные ограничения, составляет около 30-40 тыс. человек (или 2-2, 5% от общего числа избирателей), и около 1600 из них находятся в специализированных учреждениях, — этот электорат, по-видимому, не представляет особого интереса для конкурентов на выборах.
Доступ в офисы политических партий ограничен. Была проведена оценка уровня доступа, подъездных путей и въезда примерно в 20 офисах политических партий в восьми городах Республики Молдова. Только два из них частично доступны для лиц с ограниченными возможностями, остальные — недоступны.