ОТЧЕТ №2 О МОНИТОРИНГЕ ИНКЛЮЗИИ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ И ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ НАРОДНОСТИ РОМА НА МЕСТНЫХ ВЫБОРАХ 2019 ГОДА
Сегодня был представлен второй отчет о мониторинге инклюзии лиц с ограниченными возможностями и представителей народности рома, подготовленный под эгидой Гражданской коалиции за свободные и честные выборы.
Отчет разработан в рамках проекта «Призыв гражданского общества в защиту инклюзивных и честных выборов в Республике Молдова в соответствии с рекомендациями ЕС и ОБСЕ/БДИПЧ и обязательствами в области прав человека», внедряемого Восточноевропейским фондом совместно с Центром «Партнерство во имя развития», Общественной ассоциацией «Piligrim Demo» и Союзом «Tarna Rom» и финансируемого Европейским союзом и софинансируемого Швецией.
Основные выводы мониторинговых отчетов:
Уровень представления лиц народности рома:
Лица народности рома по-прежнему недостаточно представлены в списках кандидатов на должность местных советников первого уровня. Только 10 конкурентов на выборах зарегистрировали в качестве кандидатов лиц народности рома в 22 из 185 населенных пунктов с компактным проживанием представителей народности рома. В соответствии с информацией, собранной в период мониторинга, 42 представителя народности рома зарегистрированы в качестве кандидатов на должность местного советника I уровня. Три представителя народности рома/лица, принадлежащих к народности рома, зарегистрировались в качестве независимых кандидатов на должность местного советника I уровня.
Столь же ограниченным было и число представителей народности рома в списках кандидатов на должность местного советника II уровня (Районный совет). Только 11 конкурентов на выборах (из 25) зарегистрировали 17 представителей народности рома в качестве кандидатов на должность местного советника II уровня (районный советник) в 13 населенных пунктах с компактным проживанием лиц народности рома.
Мужчины народности рома преобладают в списках кандидатов. Конкуренты на выборах зарегистрировали только 13 женщин (из 42 человек народности рома) в качестве кандидатов на должность местного советника I уровня (город, коммуна, село), а 7 из них вошли в первую десятку списков кандидатов. Конкуренты на выборах зарегистрировали только 5 женщин (из 17 человек народности рома/лиц, принадлежащих к народности рома) в качестве кандидатов на должность местного советника II уровня (район) и только одну из них включили в первую десятку списка.
Еще в меньшей степени представлены лица народности рома среди кандидатов на должность примара (коммуна, село). Только 3 конкурента на выборах (из 25) зарегистрировали в трех населенных пунктах с компактным проживанием лиц народности рома (из 185) 4 представителя народности рома (трех мужчин и одну женщину) в качестве кандидатов на должность примара в административно-территориальных единицах I уровня (1 коммуна, 2 села). Никто из лиц народности рома/лиц, принадлежащих к народности рома, не зарегистрировался в качестве независимого кандидата на должность примара в административно-территориальных единицах I уровня (город, коммуна, село) и II уровня (муниципии Кишинев и Бельцы).
Специфические проблемы, с которыми сталкиваются представители народности рома, в недостаточной степени отражены в платформах конкурентов на выборах. Мониторинговая миссия выявила только пять предвыборных платформ, разработанных тремя конкурентами на выборах, которые признают проблемы лиц народности рома в качестве уязвимой группы и содержат положительные действия, нацеленные на поддержку указанной категории.
Инклюзивность избирательного процесса для людей с ограниченными возможностями:
По сравнению с другими выборами на этот раз проблемы людей с ограниченностью возможностей были в бóльшей степени представлены в предвыборных платформах кандидатов, отдельных политических партий и в СМИ. Вместе с тем, отмечается ограниченное участие данной категории людей в качестве конкурентов на выборах. Только 15 человек с ограниченными возможностями баллотируются на всеобщих местных выборах, назначенных на 20 октября 2019 года. Их профиль следующий: 8 женщин и 7 мужчин; 4 из городской местности и 11 из сельской; 1 кандидат на должность примара и 15 на должность местного советника, 4 на должность районного советника; 2 независимых кандидата и 13 выдвиженцев партий; 3 пользуются инвалидными колясками.
С большой обеспокоенностью отмечаем, что в самый разгар избирательной кампании, а именно с 11 октября 2019 года, три телеканала приостановили перевод передач и выпусков новостей на язык мимики и жестов. Понять такие действия сообществу людей с ограничениями слуха сложно, особенно, когда избирательная кампания идет полным ходом: «люди с ограничениями слуха смотрят на экраны телевизоров как на картины с движущимся изображением, но не понимают, о чем идет речь… Что должна означать эта ситуация?».
Люди с ограниченными возможностями сталкиваются со значительными препятствиям в плане доступа к информации электорального характера. Аудит доступности 150 веб-страниц выявил, что только две страницы доступны, еще две признаны условно доступными, а остальные не содержат или содержат недостаточно инструментов для доступности слабовидящих либо незрячих. Кстати говоря, это очень серьезная проблема, поскольку в таком случае не соблюдаются нормы Постановления Правительства № 188 от 03.04.2012 об официальных страницах органов публичного управления в сети Интернет.
Доступность участковых избирательных бюро остается серьезной нерешенной проблемой на повестке властей. Доступность – один из основополагающих принципов Конвенции ООН и предварительное условие для реализации прав людей с ограниченными возможностями в различных областях жизни.
С нaчала избирательной кампании ни в учреждениях интернатного типа, ни в других местных социальных центрах не проводились предвыборные встречи с участием и для лиц с ограничением умственных возможностей. По некоторым оценкам, насчитывается примерно 30-40 тыс. избирателей с ограниченными умственными возможностями (или 2-2,5% общего числа избирателей по оценкам ВОЗ), а из них около 1600 определены в учреждения интернатного типа. Вместе с тем, указанная категория электората, по всей видимости, не представляет особого интереса для конкурентов на выборах.
Низкй уровень доступности офисов политических партий. Были изучены условия доступности подъездных путей и входов в случае примерно 28 офисов политических партий в 10 городах Республики Молдова. Из них только три доступны частично, тогда как остальные недоступны.